Формула развития ребенка, новорожденный, ДЦП, детское здоровье, эпилепсия

Формула развития ребенка

Витасайт

Формула развития ребёнка, статьяОдним из первых новорожденного еще в роддоме осматривает невролог. И в течение первого года жизни кроха не раз побывает на приеме у этого специалиста. Какие патологии нервной системы у малышей вызывают тревогу, на что нужно обратить внимание, чтобы ребенок рос здоровым?

Причины неврологических патологий ребёнка

 Основа развития ребенка закладывается в самом раннем возрасте до одного года. От этого зависит, как впоследствии сложатся его взаимоотношения в обществе, обучение, карьера, семья. Сегодня неврологическая медицина является в большей степени профилактической. То есть лучше рано выявить минимальные нарушения и скорректировать их, чем потом лечить серьезные заболевания. Совершенствование диагностики позволяет выявлять раньше рождённых нездоровых детей. Если лет 10-15 назад сделать ультразвуковое сканирование головного, спинного мозга или позвоночника новорожденного было проблемой, то сегодня почти в каждой поликлинике, перинатальном центре есть ультразвуковой аппарат и специалисты.

Врач-невролог в первую очередь смотрит анамнез историю развития ребенка, была ли в процессе вынашивания беременности:

  • гипоксия - нехватка кислорода,
  • ишемия - недостаток кровотока,
  • механические повреждения нервной системы,
  • инфекционные процессы.

Учитывая эти факторы, ребенок рождается не совсем здоровым изначально. Но при этом он может хорошо спать, хорошо кушать. Обычно родителей в первую очередь это беспокоит. "Сосет грудь, не плачет -  значит, нет вопросов, нервная система хорошая". Но это не совсем так. Потому что ребенок рождается с незрелой нервной системой, в отличие от других органов и систем, которые к моменту рождения полностью сформированы. Нервная система человека созревает активно в течение первого года жизни. Она готова воспринимать максимум информации в процессе своего созревания и обучаться.

На какие моменты в поведении, развитии ребёнка родителям нужно обратить внимание:

  • Самое главное - это отклонения от нормы в анамнезе - неблагоприятное течение беременности, инфекции, стрессы, заболевания матери.
  • Нельзя оставлять без внимания лечение родителей от бесплодия, проблемы в период родов, например, стимуляция, помощь акушеров, механические повреждения. Это не значит, что акушеры виноваты, в большинстве своем они все делают грамотно. Просто физиологически протекающие роды тоже могут быть травмоопасными.
  • Надо обратить внимание на моменты после рождения ребенка: не сразу закричал, было обвитие пуповины, реанимационные мероприятия, искусственная вентиляция легких, зондовое питание, какие-то отклонения, найденные при ультразвуковом сканировании.

 Все это факторы риска, при которых нужно консультироваться у специалистов, а не сидеть сложа руки и ждать, когда вас кто-то куда-то вызовет. Плюс родители должны знать формулу развития ребенка: "два-четыре-шесть-восемь-двенадцать".

  • В два месяца ребенок держит голову,
  • в четыре - начинает переворачиваться,
  • в шесть - присаживаться,
  • в восемь - ползти,
  • в двенадцать - вставать и идти.

Это идеальная формула развития, отклонения от которой должны всегда настораживать. Их причины определяет врач-невролог и при необходимости назначает лечение в виде инъекций, физиотерапии, массажа или гимнастики. Пускать проблемы нервной системы ребенка на самотек, на волю природы - тупиковая ситуация.

Этапы развития

Обычно родителей пугает, если ребенок запаздывает в своем развитии - позже сел, позже пошел, позже заговорил. Есть и обратная ситуация, которая связана с генотипом конкретных людей. Есть дети, у которых нервная система, органы, мышцы настроены на раннее созревание. Задача родителей - не перетрудить ребенка. Малыш, в полтора года со знанием дела сидящий за компьютером - это не совсем норма. Тем не менее это не значит, что ребенок болен. Наоборот, это очень хорошо. Просто родители должны следить за тем, чтобы ребенок не перегрузился. Потому что неизвестно, как он будет реагировать на переизбыток информации. Может, впоследствии у него будут частые нервные срывы, острые стрессовые невротические реакции. Он может быть более эмоциональным и вследствие этого больше подвержен депрессиям. Важно этого не допустить.

У некоторых детей отдельные стадии развития меняются местами или просто-напросто выпадают, например, сначала встал, потом сел, или не ползал, а сразу пошел. Здесь надо рассматривать ситуацию обязательно в комплексе. Один симптом неполадки в нервной системе сам по себе ни о чем не говорит. Может, это какая-то семейная особенность. Наследственный фактор играет огромную роль, в том числе в развитии речи, интеллекта, движений, мелкой моторики. Может быть, ребенок так же, как и папа, заговорит только к трем-четырем годам. Но если у него были какие-то отклонения в анамнезе, на мой взгляд, определенные виды терапии надо получать. Иначе можно пропустить благоприятный для лечения период.

Перинатальное поражение центральной нервной системы не всегда переходит в более серьезный диагноз. В неврологии это 10-20 процентов. Но если мы приплюсуем сюда психологические проблемы, то это еще 10-15 процентов. К таким проблемам относится, например, гипердинамический синдром с дефицитом внимания, который очень многих родителей сегодня беспокоит, когда ребенок имеет повышенную возбудимость, активность. Если говорить о нервно-ортопедической патологии, прибавим еще столько же процентов.

Обычно к году при соответствующем лечении у малыша уходит большинство проблем, выявленных неврологом. Однако, родителям нельзя беспечно относиться к предупреждениям, рекомендациям врача, надеясь, что все и так пройдет само. Самый грубый вариант развития этой ситуации - детский церебральный паралич, различные формы и степени олигофрении, то есть умственной отсталости, эпилептические приступы и другие заболевания. Микросимптомы серьезных дефектов проявляются уже в раннем возрасте. Другое дело - разовьются ли они в серьезный симптомокомплекс - синдром. Внутриутробные закладки органов, нервной системы, произошедшие с поломкой, конечно, выливаются в грубую патологию.

После года болезнь мозга может проявляться так называемой резидуальной симптоматикой - остаточными проявлениями перинатальной патологии нервной системы (задержкой речи, моторики и т.д.), могут прогрессировать, как, например, при некоторых формах эпилепсии или нивелироваться. В этом и состоит проблема активного созревания нервной системы в первый год жизни ребенка, именно в этот период отклонения максимально активны. Конечно, желательно их исправить. А когда процесс приостанавливается, то есть нервная система начинает себя вести более стабильно, то диагнозы могут сниматься. Но в развитии ребенка есть еще несколько периодов, например, с полутора до трех лет, когда нервная система опять начинает активно развиваться. Тогда возможно повторение тех нарушений, которые были раньше. Это происходит и в то время, когда у ребенка возникает дополнительная несанкционированная нагрузка, например, в первом классе.

Когда начинать развивать интеллект ребёнка?

Существую различные методики развития ребёнка начиная ещё с внутриутробного развития, которые направлены на стимуляцию мозга плода. Споры специалистов по поводу их возможной пользы или вреда не утихают. Есть и отдельные доказательства влияния этих методик на развитие плода. Сказки перед сном, прослушивание музыки, разговоры с плодом создают определенный положительный настрой, ауру ожидания вокруг ребенка. И хотя доказательная медицина пока не сказала своего веского слова о влиянии вибрации, электромагнитных волн на интеллект малыша, его музыкальный слух, восприятие, что чем больше ребенок будет окружен положительной энергией, атмосферой, тем лучше будет протекать его дальнейшее развитие.

После рождения малыша родители, следуя методикам раннего развития начинают обучать. И здесь важно не перегрузить ребенка. Малыш стал хуже спать, капризничает, не желает воспринимать новую информацию, - стоит остановиться. Даже если он начал читать или произносить те слова, которые не знают дети и в старшем возрасте. Должна быть золотая середина - родительская ответственность.

Оригинал статьи: газета "Челябинский рабочий", текст: Людмила Вишня

Плеханов Л.А., детский невролог, ДМН.

Последний вопрос на сайте

Читаем

    Лечимся

      Диагностируем