Восприимчивый темперамент, воспитание детей, ритм жизни, ритуалы воспитания
Популярно о здоровье

Восприимчивый темперамент. Воспитание детей

Витасайт

Существует четыре основных типа детского темперамента, - именно поэтому дети требуют различного подхода. Определите какой из них свойствен вашему ребенку и в соответствии с этим применяйте те или иные методы преодоления сопротивления. Если у ребенка преобладает один темперамент, это не значит, что все остальные ему совсем не свойственны. У некоторых детей черты всех темпераментов проявляются в равной степени, а у других сильнее развит один. Ни один темперамент не хуже и не лучше остальных - они просто разные. Поскольку существует бесконечное число комбинаций, каждый ребенок неповторим.

Темпераменты:

  1. сенситивный,
  2. активный,
  3. реактивный,
  4. восприимчивый.

Четвертый темперамент - восприимчивый

  • Восприимчивые дети больше других беспокоятся о том, как протекает жизнь. Они хотят знать, что произойдет в следующий момент и чего ожидать от будущего.

Новые ситуации, когда эти дети не знают, что произойдет дальше, вызывают у них сопротивление. Они познают себя по собственным ожиданиям. Если такой ребенок ожидает от окружающих любви, он чувствует себя любимым.

  • Ему нужен режим, повторяемость (ритуал) и ритм.

Прием пищи, сон, игра, общение с мамой и папой, выбор одежды для завтрашнего дня - все должно проходить по расписанию. Побудить к действию их легче всего замечаниями типа: «А сейчас пришло время сделать то-то...» или «А теперь мы собираемся заняться...»

Это очень добродушные и вдумчивые дети. На любую деятельность им требуется больше времени, но они непременно выполняют ее как следует и больше других детей противятся любым переменам. Эти дети принимают решения медленно, и не следует спрашивать их, о чем они думают, что чувствуют и чего хотят. Вместо этого им нужно говорить, что делать.

  • Дети с восприимчивым темпераментом – самые добродушные и вдумчивые.

Они больше других склонны к сотрудничеству - до тех пор, пока речь не идет о каких-то значительных переменах. Движение стрелки часов служит им сигналом для смены деятельности. Фраза «А теперь пора делать то-то...» действует на такого ребенка успокаивающе, ибо свидетельствует, что все идет своим чередом. Им нужно, чтобы все вокруг было предсказуемо.

Хотя эти дети любят, когда им говорят, что нужно делать, они сопротивляются, если их пытаются вовлечь в новую деятельность или торопят. Как и сенситивным детям, им необходимо больше времени, чтобы что-то сделать или что-то изменить. И вновь и вновь заверять, что все продумано и идет по плану. Они так привыкли. Такой ребенок менее подвижен, чем другие дети, он нередко может застыть в неподвижности и просто наслаждаться этим - отдыхать, есть, смотреть, слушать, дремать...

Дети с восприимчивым темпераментом просто наслаждаются течением времени. Им не свойственна целеустремленность, а также творческие и новаторские порывы. Такому ребенку нужно то и дело говорить: «А теперь пора делать то-то...» - иначе он будет просто сидеть и грезить наяву. Восприимчивым детям нравится физический комфорт, они предпочитают созерцание действию - лишь бы не рисковать удобством.

  • Восприимчивые дети участвуют в деятельности посредством наблюдения.

В отличие от активных детей, они не испытывают потребности лидировать и даже просто участвовать. В раннем детстве они нередко наблюдают за играми других детей со стороны, не пытаясь принять участия. Такой ребенок может пятьдесят раз наблюдать за игрой сверстников, а на пятьдесят первый внезапно включиться в нее. В общем, чтобы пробудить в себе интерес к тому или иному делу, ему достаточно понаблюдать за ним.

Четырехлетний малыш, который пристально следит за игрой сверстников, не чувствует себя в стороне. Он вполне доволен ролью наблюдателя. Он будто бы участвует в деятельности посредством других детей. Это не проблема. В конце концов он тоже примет участие в игре. Начиная с семилетнего возраста такого ребенка следует поощрять к активному участию, но, если он сопротивляется, оставьте его в покое.

Чтобы поощрить ребенка к участию в деятельности, не следует говорить «Не хочешь ли присоединиться?» - но «Теперь тебе пора присоединиться». Если ребенок отказывается, просто скажите: «Ладно, я вижу, что тебе больше нравится наблюдать. Когда захочешь присоединиться, скажешь».

Часто взрослые уделяют восприимчивым детям слишком мало внимания, поскольку те очень спокойны, покладисты и нетребовательны. Однако им тоже иногда нужно бороться и сопротивляться. Их необходимо мягко поощрять к деятельности и преодолению препятствий, хотя они предпочли бы просто спать или тихонечко сидеть дома.

  • Перед таким ребенком необходимо ставить задачи. Без должной поддержки он может вообще не приобрести никаких интересов. Режим, ритуал и ритм создают для него необходимую основу, чтобы идти на риск и предпринимать что-то новое.
  • Как правило, эти дети не хотят перемен.

Нежелание воспринимающего ребенка что-то делать - недостаточная причина совсем отказываться от деятельности. У него самого никогда не возникнет желания заняться чем-то новым. Если он сопротивляется новой деятельности, действуйте мягко и никогда не принуждайте его силой. Помните, что, просто наблюдая за деятельностью, он уже участвует в ней так, как ему удобно. Неустанно предоставляйте этим детям возможность расширить интересы, но никогда не втягивайте их в активное участие. Если такой ребенок наблюдает - это уже хорошо.

  • Дети с восприимчивым темпераментом не любят, когда их прерывают. Они любят доводить дело до конца.

Повторение дает им чувство безопасности. Они склонны сопротивляться, если кто-то отрывает их от дела, но сопротивляются чаще всего молча. Они не склонны скандалить, поскольку стараются избегать проблем и неудобств. Они очень боятся разочаровать родителей или вызвать их неодобрение.

Ритуалы любви

  • Восприимчивые дети чувствуют, что их любят, когда ожидают любви от окружающих.

Для этих детей нужно придумать специальные ритуалы, подчеркивающие вашу любовь к ним, чтобы они могли почувствовать свою значимость и наладить особую связь с каждым из родителей. Эти ритуалы не должны занимать много времени, но необходимо, чтобы они повторялись и чтобы ребенок чувствовал, что они совершаются специально для него.

  • В июле мы ездим на базу отдыха, что находится на таком-то озере.
  • Раз в месяц я провожу целый день вдвоем с мамой или с папой.
  • Каждый вечер мама или папа поет мне колыбельную.

Такие ритуалы любви и радости оставляют в памяти особые воспоминания и создают приятные ожидания, что способствует развитию у ребенка уверенности в завтрашнем дне - с детства и на всю жизнь. Существуют и другие ритуалы, которые доставляют меньше радости, но внушают ребенку уверенность в будущем и, самое главное, задают ритм. Все в природе подчинено определенному ритму: вслед за зимой приходит весна, вслед за весной - лето.

Всему свое время. Время действовать и время отдыхать; время есть и время играть; время начинать и время заканчивать. Волны морские набегают на берег и откатываются от него. Солнце встает и садится. Даже тела наши вдыхают воздух, а затем выдыхают его. Мы пробуждаемся, а затем снова отходим ко сну.

Повторяющиеся действия, режим и ритуалы задают ритм жизни. Нам комфортно знать, что будет дальше. Следующий шаг нам знаком. Ритм и ритуал нужен всем детям, но восприимчивым - в особенности; этот кокон жизненно необходим им для того, чтобы в свое время выбраться из него и проявить свои внутренние дарования и таланты.

Пусть ребенок каждый день просыпается перед уходом в школу в одно и то же время.

Темпераменты:
сенситивный,
активный,
реактивный

Далее читайте: "Воспитание, основанное на страхе и агрессия детей"

Материал из книги Джона Грея "Дети с небес" предоставлен:

Вопросы и комментарии

* - отмечены обязательные для заполнения поля

Последний вопрос на сайте

Читаем

    Лечимся

      Диагностируем