Популярно о здоровье
Медицинский центр Кия, Челябинск

Перинатальное поражение ЦНС у детей

Перинатальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) – различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов в периоде внутриутробного развития, во время родов и в первые дни после рождения. Перинатальные повреждения мозга составляют более 60% всей патологии нервной системы детского возраста, непосредственно участвуют в развитии таких заболеваний как детский церебральный паралич, эпилепсия, минимальная мозговая дисфункция.

Вредные факторы, которые воздействуют на развивающийся внутриутробно головной мозг ребёнка, приводят к задержке его формирования и развития в различные периоды беременности. Причины повреждения головного мозга различны:

  • хронические и острые заболевания будущей матери,
  • пограничный возраст матери (моложе 20 и старше 35 лет),
  • генетически отягощённая наследственность (сахарный диабет у матери),
  • преждевременная отслойка плаценты,
  • преэклампсия,
  • многоплодие,
  • длительный безводный период,
  • внутриутробные инфицирования,
  • механические повреждения ЦНС при родах,
  • стрессовые состояния у матери,
  • вредные привычки родителей (алкоголизм, курение, наркомания).

Эти нарушения продолжают оказывать отрицательное действие на дальнейшее развитие нервной системы и всего организма в целом. Отягощать развитие ребёнка с повреждениями головного мозга могут любые неблагоприятные факторы. Ими являются –

  • несоблюдение общего режима и режима питания,
  • нарушения гигиенического режима,
  • частые и длительные заболевания ребёнка острыми респираторными вирусными инфекциями,
  • рахит,
  • гипотрофия,
  • сочетанные заболевания и др.

Вредные факторы, воздействующие на головной мозг плода, приводят к задержке развития внутриутробно, а на 1-м году жизни неблагоприятно влияют на развитие эмоциональной , психической деятельности ребёнка, становление которой происходит в этот период его жизни. Обычно у здоровых детей на 1-ом месяце жизни начинает появляться улыбка. Если в этом возрасте, несмотря на усилия взрослого, не удаётся вызвать этой положительной эмоции, а ребёнок апатичен, заторможен, то это может быть начальным симптомом задержки у него психомоторного развития.

Нередко у ребёнка, особенно новорожденного, с постгипоксическими изменениями головного мозга отрицательные эмоции вызываются при действии самого незначительного раздражителя. При этом малыш мало спит, сон беспокойный поверхностный, малыш кричит без видимой причины, наблюдается удлинение периода активного бодрствования, трудность засыпания, тремор подбородка и конечностей. Такая патологически повышенная возбудимость у ребёнка встречается при повышении внутричерепного давления. У таких детей отмечается увеличение размеров головы на 1-2 см., по сравнению с нормой, увеличение лобных бугров, нависание кзади затылка. Угнетение нервной системы ребёнка, особенно недоношенного, может быть выявлено при снижении показателей физического развития (массы и длины тела). Повышение внутричерепного давления может сочетаться с угнетением нервной системы. У таких детей наблюдаем вялость, гиподинамию, общую мышечную гипотонию, сходящееся и расходящееся косоглазие. Большое значение для формирования у детей двигательных навыков, общей двигательной активности имеет состояние их мышечного тонуса. У больных детей выявляется нарушение физиологического мышечного тонуса, который может быть повышен, может быть понижен. Мышечный тонус может быть нарушен и смешанным образом, когда на фоне общей мышечной гипотонии возникают периоды повышения мышечного тонуса, связанные с эмоциональным напряжением, переменой положения тела и т. д. При осмотре ребёнка с повышенным мышечным тонусом отмечается напряжение мышц сгибателей рук, приведение большого пальца к ладони, затруднение пассивного разведения бёдер в положении на спине. При попытке поставить ребёнка на опору он становится на пальчики и резко разгибает ноги в коленных суставах, а при наклоне вперёд делает шаговые движения, перекрещивая голени.

Мышечный тонус может быть ассиметричен, при этом отмечается ассиметричное положение тела ребёнка: туловище его изогнуто как бы дугой с выпуклостью в сторону меньшего мышечного тонуса, ноги и таз повёрнуты в сторону повышенного мышечного тонуса, иногда и надплечье с этой же стороны ниже, а голова нередко наклонена в эту же сторону (спастическая кривошея, которая при поражении нервной системы начинает формироваться в возрасте 1-3 месяца). Если не удаётся вовремя и энергично лечить ребёнка и заболевание развивается ,это приводит к формированию вторичных изменений в мышцах, костях, суставах и возникают контрактуры, деформации (сколиоз, кифосколиоз, патологические движения).

Исход заболевания зависит не только от локализации и тяжести патологического процесса, но и от индивидуальных особенностей нервной системы ребёнка, а также сроков начала реабилитационных мероприятий. Использование лечебных средств во время фазы обратимых нарушений позволяет сохранить большее количество функционирующих нервных клеток. Поэтому с первых дней терапия должна быть направлена на улучшение кровообращения головного и спинного мозга с целью коррекции метаболических процессов.

В комбинации с медикаментозной терапией рекомендуется применять физиотерапевтические методы лечения, а также массаж с элементами лечебной гимнастики. Детям с перинатальным поражением нервной системы показано проведение электрофореза с эуфиллином, магнезией, папаверином, никотиновой кислотой. С целью восстановления мышечного тонуса применяются соляно-хвойные ванны, теплолечение (озокерито-парафиновые аппликации), магнитотерапия в комбинации с массажем. С психостимулирующей целью рекомендуется применение продолжительной аэротерапии, неселективной хромотерапии.

Своевременно начатое и полученное в полном объёме рекомендованное лечение приводит к благоприятному исходу заболевания.

Потапова Ольга Алексеевна врач-физиотерапевт детский, высшая категория.

Вопросы и комментарии

* - отмечены обязательные для заполнения поля

Последний вопрос на сайте