Лечение нарушений развития речи у детей – Сайт «Мы О Здоровье»
Популярно о здоровье
Урологический центр, Челябинск

Лечение нарушений развития речи у детей

Это статья №6 из серии "Нарушение развития речи у детей и их коррекция"

Статья №1: "Нарушения развития речи у детей"
Статья №2: "Классификации нарушений развития речи у детей"
Статья №3: "Алалии"
Статья №4: "Заикание"

Заметив нарушения в развитии речи ребенка, как можно скорее нужно обратиться к логопеду. Но, учитывая то, что признаки начавшегося заболевания могут быть заметны только специалисту, важно прийти на консультацию к специалисту, даже если родители уверены, что все хорошо. Особенно эти профилактические визиты важны для детей, не посещающих детский сад.

Для того чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов), а также активное участие родителей. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей. Основными направлениями коррекционной работы при нарушениях развития речи у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение.

Поскольку наиболее сложную медико-психолого-педагогическую проблему представляют собой алалии, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля. Логопедические и психолого-педагогические коррекционные мероприятия должны осуществляться длительно и систематически. В процессе развития речи у детей с алалией прослеживается определенная положительная динамика, они последовательно переходят с одного уровня развития речи на другой, более высокий. Они приобретают новые речевые навыки и умения, но часто остаются детьми с недостаточно развитой речью. В процессе школьного обучения у детей наблюдаются затруднения в освоении навыков письменной речи. Поэтому наряду с проведением логопедической и психолого-педагогической коррекции детям с алалией рекомендуется назначать повторные курсы терапии препаратами ноотропного ряда.

Ноотропы — группа лекарственных средств, которые различаются по своему составу и механизмам действия, но имеют ряд общих свойств: оказывают положительное влияние на высшие интегративные функции головного мозга, улучшают память, облегчают процессы обучения, стимулируют интеллектуальную деятельность, повышают устойчивость мозга к повреждающим факторам, улучшают кортикально-субкортикальные связи.

Лечение алалий

Лечение алалий — длительный процесс, в ходе которого возникает необходимость в проведении повторных терапевтических курсов препаратами ноотропного ряда, например энцефаболом, актовегин, церебролизин, ноотропил (пирацетам, луцетам), фенибут. Повторное назначение ноотропов бывает вызвано еще и тем, что помимо речевых нарушений у многих детей с алалиями приходится преодолевать сопутствующие познавательные, двигательные и поведенческие расстройства. Целесообразно назначать ноотропные препараты в виде монотерапии, уделяя при этом внимание индивидуальному подбору оптимальных дозировок и продолжительности лечения. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. Продолжительность курсов лечения составляет от 1 до 3 мес. Большинство ноотропных препаратов назначается в первую половину дня.

Побочные эффекты на фоне лечения препаратами ноотропного ряда у детей наблюдаются редко, они нестойкие и выражены незначительно. Часто они возникают при недостаточно строгом контроле со стороны родителей и неточном соблюдении режима применения лекарственных средств (с учетом постепенного увеличения дозы) и приема в утренние и дневные часы. Среди возможных побочных эффектов медикаментозной терапии препаратами ноотропного ряда встречаются: нарастание эмоциональной лабильности, раздражительности, трудности засыпания и беспокойный сон. При появлении подобных жалоб следует внести уточнения в режим назначения препарата, несколько уменьшить дозу.

В заключение следует еще раз подчеркнуть необходимость раннего выявления, своевременной и комплексной диагностики и коррекции нарушений развития речи у детей, объединения усилий врачей, логопедов, педагогов и психологов.

Лечение заикания

Так как заикание напрямую связано с нарушениями центральной нервной системы, кроме логопеда важно обследоваться у психолога, психоневролога, невропатолога.

Для заикающихся детей очень важна обстановка в доме. Поэтому родителям, набравшись терпения, кроме индивидуальных рекомендаций врачей, следует соблюдать такие общие правила:

  • разговаривать с ребенком четко, но не по слогам;
  • обращаясь к ребенку, говорить не торопясь, но не нараспев;
  • поощрять желание ребенка петь;
  • стараться ежедневно выполнять комплекс дыхательных упражнений;
  • из развивающих игр выбирать игры на развитие мелкой моторики;
  • соблюдать режим дня и не изменять его без особой необходимости, тем более резко.

И, конечно, в семье нужно восстановить и поддерживать мир и покой — никаких криков, споров, скандалов быть не должно.

Заваденко Н. Н., доктор медицинских наук.

Все статьи серии:

Статья №1: "Нарушения развития речи у детей"
Статья №2: "Классификации нарушений развития речи у детей"
Статья №3: "Алалии"
Статья №4: "Заикание"
Статья №5: "Лечение нарушений развития речи у детей"

Вопросы и комментарии

* - отмечены обязательные для заполнения поля

Последний вопрос на сайте