Факторы, провоцирующие речевое развитие и методы лечения

Помочь ребенку заговорить вовремя

Витасайт

Почему в то время как одни дети вовсю лопочут, составляют фразы и даже целые предложения, другие продолжают упорно молчать и почти не реагируют на обращенную речь? Связана ли такая молчаливость с особенностями характера или это признак серьезных заболеваний и повод показать малыша неврологу?

Время говорить

Педиатры выделяют нормы речевого развития применительно к каждому возрасту.

  • Так, к концу первого года жизни ребенок должен знать название нескольких предметов и произносить до 10 облегченных слов.
  • К завершению второго года малыш должен строить фразы и короткие предложения. Словарный запас должен вырасти до 50 слов.

И так далее. Надо понимать,что речевое развитие каждого ребенка индивидуально и не всегда малыш вписывается в нормы.

Однако, родители часто недооценивают серьезность ситуации, если чадо с трудом произносит несколько слов, в то время как другие дети вовсю составляют длинные предложения, считая, настанет пора о ребенок нагонит сверстников. Увы, так происходит не всегда. Тревогу начинают бить только в младшем школьном возрасте, когда задержка речевого развития становится очевидна, возникают серьезные проблемы с обучением, с формированием межличностных отношений. Раз за разом сталкиваясь с неудачами, ребенок замыкается и становится агрессивным…

Оказывается, дело может быть вовсе не в «тихом» характере или ленности. Задержку речевого развития могут спровоцировать

  • тяжелые роды,
  • скрыто перенесенные инфекции,
  • не выявленная гидроцефалия,
  • органические поражения органов слуха…

В результате страдают те зоны мозга, которые отвечают за речь и способность к обучению.

Другим распространенным заболеванием в наши дни стал аутизм. По данным ВОЗ за последние семь лет, ежегодный прирост детского населения в мире с диагнозом аутизм составляет 13%. Ребенок с патологией слуха, с задержкой речевого развития и дети аутисты нуждаются в своевременной медицинской помощи. Если не скорректировать проблему вовремя, возможно грубое отставание в развитии.

Когда бить тревогу?

Грань между индивидуальными особенностями речевого развития и серьезной патологией может определить только опытный невролог, вооруженный современными технологиями. Вот почему так важно регулярно показывать ребенка врачу в первый год жизни, в период становления нервной системы. К сожалению, не в каждом частном медцентре сегодня представлена достаточная диагностическая база, что уж говорить о муниципальных поликлиниках. Тем не менее, передовые технологии для ранней диагностики нервной системы становятся все более доступны.

Диагностика с вызванными потенциалами - оборудование для исследования мозга, которое позволяет уже в младенческом возрасте обнаружить возможные отклонения в становлении нервной системы, оценить уровень поражения и сделать прогноз дальнейшего интеллектуального и речевого развития. Передовая технология предоставляет расширенный объем объективных данных о работе самых глубоких нервных структур, недоступных другим методам исследования, в том числе ЭЭГ.

Диагностика с вызванными потенциалами позволяет врачу определить природу задержки речевого развития:

  • связана ли она с органическими нарушениями органов слуха (информация на слух не воспринимается),
  • или вызвана патологией нервной системы (полученные слуховые импульсы плохо обрабатываются мозгом),
  • или обусловлена поражением соответствующих зон мозга, отвечающих за речь и интеллект.

В зависимости от поставленного диагноза и будет подбираться соответствующая схема лечения.

Промежуточный контроль назначенного лечения с обязательным проведением тестов с вызванными потенциалами позволяет оценить эффективность назначенной терапии и существенно сэкономить и время, и расходы родителей.

Чем раньше будет поставлен диагноз, тем проще скорректировать обнаруженные отклонения. Если приступить к лечению уже на первых месяцах жизни, вполне вероятно, болезнь уже никак не проявит себя в дальнейшем.

Лечение

Современная медицина готова довольно успешно корректировать патологии нервной системы, способные привести к задержке речевого развития. Детей аутистов можно адаптировать к самостоятельной жизни, сформировать у них необходимые навыки, снизить порог агрессии и прочие проявления болезни.

Блестящих результатов позволяют добиться инновационные аппаратные технологии. В нашей клинической практике масса примеров успешного лечения. И как показывает опыт, именно современным технологиям, а не медикаментозному лечению стоит отдавать предпочтение.

  • Например, стимулировать развитие пораженных нервных структур без лекарств и побочных эффектов от их приема помогает биоакустическая коррекция мозга.
  • Воздействовать на патологически измененные зоны мозга можно и микротоками через биологически активные точки на поверхности тела – так работает чрезкожная микротоковая рефлексотерапия.
  • Транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация также помогает наладить правильную работу ЦНС.

Все эти методики абсолютно безболезненно и легко переносятся детьми любого возраста. Инновационные аппаратные технологии при своевременно начатом лечении обеспечивают довольно высокие результаты. Эти методики не просто подавляют неприятные проявления болезни (агрессию, гипервозбудимость, плохой сон, головные боли и т.д.). Они устраняют саму причину болезни и ее симптомы уходят из жизни малыша самостоятельно. Например, только нормализовав выработку внутричерепной жидкости (ликвора), можно добиться снижения повышенного внутричерепного давления и дать соответствующим структурам мозга развиваться, как положено.

  • Ускорить речевое развитие и становление правильных речевых навыков помогут развивающие методики: музыкальные тренировки мозга по методу Томатиса, логопедические компьютерные программы для профессионального применения, занятия на стабилоплатформе и т.д. В результате малыши даже с серьезными неврологическими заболеваниями имеют шанс восстановиться и приступить к занятиям по общеобразовательной программе.

Научить говорить глухого с рождения

Современные технологии значительно расширили возможности в реабилитации глухих детей и с нарушениями слуха. Сегодня даже глухих с рождения детей можно научить и слышать и говорить. Для этого с глухими детьми и слабослышащими детьми должны проводить занятия в комплексе сурдопедагоги, психологи, логопеды-дефектологи. Сейчас в их распоряжении большой выбор развивающих методик, у многих даже авторские наработки, а также современные компьютерные логопедические программы. Практика показывает: систематические усилия по реабилитации глухих детей, даже глухих от рождения способны к 5 годам поставить у малыша фразовую речь.

Какой схеме лечения довериться?

Если у родителей стоит выбор какому лечебному учреждению отдать предпочтение, я бы советовала остановиться на том, где представлен богатый спектр применяемых технологий. Всегда хорошо когда в арсенале у врача есть выбор. Ведь каждый ребенок уникален. И то, что поможет одному, другому может оказаться бесполезным. А значит - будет упущено драгоценное время на пути к выздоровлению. В этом смысле центры монометодик остаются в проигрыше.

Также стоит обратить внимание на лечащий персонал. Как практикующий детский врач я отлично понимаю, как важно наблюдать развитие ребенка под контролем специалистов различного профиля. Согласитесь, удобно если малыша ведут с первых месяцев жизни, знают и учитывают особенности его развития, истории болезни, если собрать медконсилиум по спорным вопросам не составит труда. Задача любого детского медучреждения сохранить хрупкое здоровье маленького пациента на долгие годы вперед!

Все для успешного лечения различных детских заболеваний есть в НИИ Педиатрии и Неврологии «Дети Индиго»: и команда высококлассных специалистов, многие из которых имеют ученую степень, и богатая оснащенность передовыми медицинскими технологиями.

Килина Е.В., врач невролог, эпилептолог.

Вопросы и комментарии

* - отмечены обязательные для заполнения поля

Последний вопрос на сайте

Читаем

    Лечимся

      Диагностируем