Интернет-аптека
Наркология, Наркологический центр
Дети Индиго - центр детской неврологии, Челябинск
Доктор Ост
Экспресс-психотерапия Дюсметовой

Адаптация ребёнка к детскому саду

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Пора коснуться темы, которая является очень важной и злободневной, а порой и болезненной, и конфликто- опасной для многих семей — это тема социализации ребенка, иными словами начала посещения ребенком организованного коллектива.

Достаточно часто мотивом начала посещения детского сада ребенком является необходимость маме выходить на работу, иногда желание родителей или бабушек, чтобы ребенок именно в детсаду «общался с другими детьми», «развивался» - является определяющим. Встречаются ситуации, когда мама просто устала, и ей хочется заняться собой, своей карьерой, или в семье появляется другой ребенок, и мама не справляется с двумя детьми. Словом, главным движущим мотивом в решении этого вопроса чаще всего являются интересы и желания взрослых членов семьи, их традиционные представления об укладе жизни в семье, о воспитании детей. Представления эти основаны на собственном жизненном опыте и стереотипах поведения в обществе. И крайне редко определяющим фактором в принятии важнейшего для семьи решения: когда отдать ребенка в детский сад, являются интересы ребенка, его состояние здоровья, уровень готовности или не готовности к детскому коллективу, адаптационные возможности детского организма.

Что же такое адаптация? Для чего ее надо учитывать? От чего зависит адаптация, и как можно сделать процесс адаптации наиболее благоприятным?
Постараемся найти ответы на эти вопросы.

Поездки на далекие моря

Адаптация - это процесс приспособления биологического индивида к изменившимся условиям существования. В основе адаптации лежит смена динамических стереотипов. Изменение внешней среды (смена домашнего образа жизни на общественный) - это очень сильный стрессовый раздражитель для нервной системы ребенка (его можно сравнить со стрессом, вызванным нападением стада диких зверей на общину первобытных людей).

Вслед за изменением функционирования нервной системы, которое может проявиться

  • нарушением поведения ребенка,
  • капризностью,
  • плаксивостью,
  • нарушением сна,
  • отказом от общения со сверстниками и со старшими,
  • а иногда и появлением серьезных невротических расстройств (заикание, энурез, термоневроз),

изменяется работа таких важных систем органов как эндокринная и иммунная системы.

  • Нарушается выработка гормонов щитовидной железы, надпочечников, гипофиза,
  • падает иммунитет кожи и слизистых,
  • уменьшается синтез иммуноглобулинов. 

Степень выраженности и продолжительность этих изменений определяют степень тяжести и длительность периода адаптации. По самым усредненным меркам, адаптация у взрослого относительно здорового человека продолжается не менее 3-х недель. То есть, только по истечении этого периода времени можно сделать вывод, адаптировался данный взрослый  индивид к новым условиям жизни или нет. Эта информация полезна для размышления любителям поездок на 10- 14 дней с маленьким ребенком, особенно грудным, на далекие моря, особенно в холодное время года. Такие родители менее всего думают о влиянии таких «оздоровительных» поездок на иммунную систему ребенка.

Период адаптации

Пока не закончился период адаптации, организм (прежде всего иммунная и эндокринная системы) не восстановились и не начали работать на новом уровне, то есть не создали определенный запас прочности, ребенок может часто и долго болеть как вирусными, так и бактериальными инфекционными заболеваниями. В период адаптации к детскому саду может сформироваться так называемая группа часто и длительно болеющих детей (есть такое понятие в отечественной педиатрической науке). Лучшим выходом из этой ситуации является уменьшение частоты острых заболеваний, уменьшение их тяжести, но период формирования иммунологической памяти или тренировки иммунной системы, клинически характеризующийся частыми ОРЗ, ПРОХОДЯТ ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ДЕТИ. Разница состоит лишь в том, какие это заболевания по тяжести, продолжительности, риску формирования осложнений, развития хронических заболеваний. Для одних детей этот период заканчивается относительно благополучно, с наименьшими потерями для здоровья, для других же в результате такой «адаптации» формируются хронический отит, тонзиллит, синусит, аденоидит, бронхиальная астма, атопический дерматит, хронические заболевания кишечника, мочевыделительной системы и т. д. Важно заранее понимать, от чего зависит подобный исход, и когда нужно вовремя остановиться, чтобы не допустить формирования подобной патологии.

Продолжительность же этого периода может быть различной, определяется индивидуальными показателями здоровья у каждого ребенка. В случае благоприятного течения адаптации ребенок может полностью адаптироваться к новым условиям приблизительно через месяц. При неблагоприятном исходе продолжительность периода адаптации может увеличиваться порой до полугода, а в наиболее тяжелых случаях адаптация к новым условиям так и не формируется.

Проблемы со здоровьем мешают адаптации

Какие факторы влияют на прогноз, степень тяжести и продолжительность адаптации? Как подготовить ребенка к детскому коллективу? Как определить наилучший возраст для начала посещения детсада?

Можно в нескольких словах сформулировать факторы, неблагоприятно влияющие на адаптацию: любые отклонения от нормы в состоянии здоровья ребенка, выявленные к моменту посещения детского сада, будут влиять неблагоприятно и препятствовать физиологической адаптации, и в тем большей степени, чем более выражены эти отклонения от нормы. Отсюда вытекает важное правило: НЕОБХОДИМО ЗАРАНЕЕ, ЗАБЛАГОВРЕМЕННО выявлять все отклонения, все проблемы, все слабые места в здоровье ребенка и максимально их корректировать перед оформлением в детский коллектив.

Наиболее часто встречаются следующие проблемы со здоровьем у детей раннего возраста:

  • рахит и его последствия (а это не просто «кривые» ноги и деформированная грудная клетка, а прежде всего слабый противовирусный иммунитет);
  • дисбактериоз, который часто сочетается с атопическим дерматитом (кишечник- важнейший орган иммунной системы ребенка);
  • железодефицитная анемия (частые простудные заболевания, нарушение всасывания в кишечнике важнейших микроэлементов, нарушение нервно -мышечной деятельности);
  • последствия гипоксии во время беременности и родов, а иногда и родовая травма;
  • последствия внутриутробной инфекции с поражением любых органов и систем;
  • так называемый аллергический или лимфатический диатез (эти дети генетически предрасположены к частым, длительным вирусным и бактериальным инфекциям, к развитию ларингитов, обструктивных бронхитов).

Данный список можно дополнять и дополнять. Важно, чтобы вы как можно раньше определились внутри своей семьи с возрастом посещения ребенком детского сада (иногда это нужно сделать до рождения ребенка), и при каждом посещении врача-педиатра, при каждом диспансерном осмотре обсуждали с доктором, как та или иная выявленная у вашего ребенка патология повлияет на возраст посещения детского коллектива, и как наиболее качественно скорректировать выявленные отклонения в состоянии здоровья, чтобы уменьшить их неблагоприятное влияние на прогноз адаптации.

В следующей статье мы постараемся составить алгоритм формирования наиболее благоприятной адаптации к детскому коллективу.

Мицкевич Светлана Эдуардовна, врач-педиатр, к.м.н

Приведенная на сайте информация не является руководством к самолечению.
Возможны противопоказания. Необходима консультация специалиста!